Водородный чемпионат – это ежегодное мероприятие, которое реализуется в рамках развития водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа.Организаторами Чемпионата являются ПАО «Газпром», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского. Для участия в чемпионате необходимо было пройти отбор мотивационных писем, а также представить резюме и список релевантных публикаций. Так, участниками Водородного Чемпионата стали молодые сотрудники лаборатории нефтегазовой геофлюидодинамики ИПНГ РАН: Арсений Мельник, Юмашева Анастасия, Басова Евгения и Бевзо Мария, которые были распределены в разные команды.
Первым этапом чемпионата стала водородная школа - дистанционный этап, который проходил с 13 ноября по 5 декабря. Участники узнали о тенденциях развития энергетики, решали задания при поддержке экспертов и готовили собственные проекты водородных кластеров.\Во время теоретических занятий были освещены все актуальные вопросы водородной энергетики. Основными лекторами стали сотрудники лабораторий водородных технологий Центра инновационных газохимических технологий ООО "Газпром ВНИИГАЗ": Михайлов А. М., Джусь Кирилл А., Лугвищук Д. С., заместитель начальника отдела ПАО «Газпром» Тетеревлев Р. В. а также преподаватель СПБГЭУ В.М. Русинов.
Наиболее интересными аспектами по мнению Евгении были лекции по развитию водородной энергетики и практические занятия по самостоятельной проработке концепции водородного кластера. Евгения поделилась эмоциями от работы: «Наша команда выбрала технологию углекислотного пиролиза природного газа, однако расчёт экономической эффективности оказался для нас достаточно трудным, поэтому в финал мы все-таки не попали. Однако выбор двух достаточно нестандартных локаций для создания кластера (Калининградская область для дальнейшего экспорта СПГ и Челябинская область) показался экспертам очень интересными.» Хотелось бы отметить приятный бонус для участников Чемпионата в этом году: была реализована программа дополнительного образования по курсу «Водородная энергетика». После успешного прохождения школы всем будут вручены соответствующие документы.
Сегодня водород считается перспективным энергоносителем, способным обеспечить надежную, экологически чистую энергию. Участие в водородном чемпионате по мнению Анастасии дает уникальную возможность узнать о новых разработках передовых технологий в области водородной энергетики. Также было интересно послушать лекции от людей, которые непосредственно принимают участие в развитии водородных инноваций.
Водородная школа для Марии стала уникальной возможностью в сжатые сроки рассмотреть развитие водородной энергетики в РФ с разных сторон: экономической, технической, политической и т.д. Удивительным открытием стало изучение проектов водородных кластеров, реализуемых на территории России: в особенности инновационным и перспективным показался Сахалинский водородный кластер. Отдельным бонусом были лекции по промт-инжинирингу и дашбордам, новым для Марии инструментам, которые она сможем применять и за рамками водородной школы.Создание проекта водородного кластера помогли сразу же закрепить и применить полученные знания на практике. В рамках проекта Марии был выбран водородный кластер в Астраханской области, который известен своей нефтегазоносностью и выходом к Каспийскому морю, открывающему возможности для экспорта полученного водорода.
Очный финальный этап Чемпионата проходил 14-15 декабря в рамках VIII Международной конференции «Экологическая безопасность в ТЭК». Арсений и его команда прошли в финал чемпионата, где представили участникам и членам жюри конкурса свое видение реализации проекта водородного кластера. Их решения были высоко оценены членами комиссии: ребята заняли третье место.

Финалист Водородного чемпионата Арсений Мельник поделился своими впечатлениями:
«В процессе обучения участники прослушали интересные лекции по разным темам. Лично мне наиболее интересными показались темы использования искусственного интеллекта. Думаю, в нашем быстро меняющемся мире очень важно уметь приспосабливаться, уметь осваивать новые навыки. На сегодняшний день таким навыком для меня является применение современных технологий как в научной работе, так и в решении повседневных задач, в частности искусственного интеллекта.
Что касается конкурса, на финальном этапе было представлено много оригинальных и крайне продуманных решений предложенного нам водородного кейса. Все участники проявили себя достойно, в короткие сроки разобравшись в непростых вопросах экономики, логистики и энергетики. Мне кажется, что слабых работ в финале не было. Именно поэтому наше попадание в тройку победителей стало для меня неожиданностью. Повторюсь, каждый представленный проект выглядел очень сильно. Возможно, члены жюри оценили именно наш реалистичный взгляд на организацию кластера, предложенный нами прагматичный подход. Наша идея заключалась в реализации водородного кластера в Самарской области, при этом мы развивали параллельно идею организации водородного речного транспорта на Волге, а также поставки водорода на близлежащие химические заводы. В основном, к этой идее нас подтолкнула развитая химическая промышленность в регионе. О возможности организации водородного судоходства мы пришли уже в процессе реализации проекта, что стало его изюминкой.
Я бы хотел поблагодарить коллег из ИПНГ РАН, предложивших мне участвовать в школе и конкурсе, членов своей команды, выбравших меня капитаном, куратора, дававшего нам ценные наставления по мере решения кейса, а также лекторов водородной школы и всех организаторов. Думаю, каждый участник школы согласится, что мы получили по-настоящему актуальные и ценные знания и навыки.»
Первым этапом чемпионата стала водородная школа - дистанционный этап, который проходил с 13 ноября по 5 декабря. Участники узнали о тенденциях развития энергетики, решали задания при поддержке экспертов и готовили собственные проекты водородных кластеров.\Во время теоретических занятий были освещены все актуальные вопросы водородной энергетики. Основными лекторами стали сотрудники лабораторий водородных технологий Центра инновационных газохимических технологий ООО "Газпром ВНИИГАЗ": Михайлов А. М., Джусь Кирилл А., Лугвищук Д. С., заместитель начальника отдела ПАО «Газпром» Тетеревлев Р. В. а также преподаватель СПБГЭУ В.М. Русинов.
Наиболее интересными аспектами по мнению Евгении были лекции по развитию водородной энергетики и практические занятия по самостоятельной проработке концепции водородного кластера. Евгения поделилась эмоциями от работы: «Наша команда выбрала технологию углекислотного пиролиза природного газа, однако расчёт экономической эффективности оказался для нас достаточно трудным, поэтому в финал мы все-таки не попали. Однако выбор двух достаточно нестандартных локаций для создания кластера (Калининградская область для дальнейшего экспорта СПГ и Челябинская область) показался экспертам очень интересными.» Хотелось бы отметить приятный бонус для участников Чемпионата в этом году: была реализована программа дополнительного образования по курсу «Водородная энергетика». После успешного прохождения школы всем будут вручены соответствующие документы.
Сегодня водород считается перспективным энергоносителем, способным обеспечить надежную, экологически чистую энергию. Участие в водородном чемпионате по мнению Анастасии дает уникальную возможность узнать о новых разработках передовых технологий в области водородной энергетики. Также было интересно послушать лекции от людей, которые непосредственно принимают участие в развитии водородных инноваций.
Водородная школа для Марии стала уникальной возможностью в сжатые сроки рассмотреть развитие водородной энергетики в РФ с разных сторон: экономической, технической, политической и т.д. Удивительным открытием стало изучение проектов водородных кластеров, реализуемых на территории России: в особенности инновационным и перспективным показался Сахалинский водородный кластер. Отдельным бонусом были лекции по промт-инжинирингу и дашбордам, новым для Марии инструментам, которые она сможем применять и за рамками водородной школы.Создание проекта водородного кластера помогли сразу же закрепить и применить полученные знания на практике. В рамках проекта Марии был выбран водородный кластер в Астраханской области, который известен своей нефтегазоносностью и выходом к Каспийскому морю, открывающему возможности для экспорта полученного водорода.
Очный финальный этап Чемпионата проходил 14-15 декабря в рамках VIII Международной конференции «Экологическая безопасность в ТЭК». Арсений и его команда прошли в финал чемпионата, где представили участникам и членам жюри конкурса свое видение реализации проекта водородного кластера. Их решения были высоко оценены членами комиссии: ребята заняли третье место.

Финалист Водородного чемпионата Арсений Мельник поделился своими впечатлениями:
«В процессе обучения участники прослушали интересные лекции по разным темам. Лично мне наиболее интересными показались темы использования искусственного интеллекта. Думаю, в нашем быстро меняющемся мире очень важно уметь приспосабливаться, уметь осваивать новые навыки. На сегодняшний день таким навыком для меня является применение современных технологий как в научной работе, так и в решении повседневных задач, в частности искусственного интеллекта.
Что касается конкурса, на финальном этапе было представлено много оригинальных и крайне продуманных решений предложенного нам водородного кейса. Все участники проявили себя достойно, в короткие сроки разобравшись в непростых вопросах экономики, логистики и энергетики. Мне кажется, что слабых работ в финале не было. Именно поэтому наше попадание в тройку победителей стало для меня неожиданностью. Повторюсь, каждый представленный проект выглядел очень сильно. Возможно, члены жюри оценили именно наш реалистичный взгляд на организацию кластера, предложенный нами прагматичный подход. Наша идея заключалась в реализации водородного кластера в Самарской области, при этом мы развивали параллельно идею организации водородного речного транспорта на Волге, а также поставки водорода на близлежащие химические заводы. В основном, к этой идее нас подтолкнула развитая химическая промышленность в регионе. О возможности организации водородного судоходства мы пришли уже в процессе реализации проекта, что стало его изюминкой.
Я бы хотел поблагодарить коллег из ИПНГ РАН, предложивших мне участвовать в школе и конкурсе, членов своей команды, выбравших меня капитаном, куратора, дававшего нам ценные наставления по мере решения кейса, а также лекторов водородной школы и всех организаторов. Думаю, каждый участник школы согласится, что мы получили по-настоящему актуальные и ценные знания и навыки.»