Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий
Его основные цели – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и обществаи рост знания людей о достижениях Российской науки.
Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте
Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».
«Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.
С 2025 года стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:
- «Семья»
- «Кадры»
- «Молодежь и дети»
- «Продолжительная и активная жизнь»
- «Новые технологии сбережения здоровья»
- «Экологическое благополучие»
- «Инфраструктура для жизни»
- «Международная кооперация и экспорт»
- «Эффективная транспортная система»
- «Туризм и гостеприимство»
- «Транспортная мобильность»
- «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
- «Эффективная и конкурентная экономика»
- «Средства производства и автоматизации»
- «Беспилотные авиационные системы»
- «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
- «Новые материалы и химия»
- «Новые энергетические технологии (в том числе атомные)»
- «Перспективные космические технологии и сервисы».
Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавшийс 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования. С 2025 года большая часть мер перешлав национальный проект «Молодежь и дети».
Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.

ОСНОВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Передовые инженерные школы (нацпроект «Молодежь и дети»)
Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача – создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнеры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.
Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к50 имеющимся, то есть вобщей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Подробнее о ПИШ: https://engineers2030.ru
Программа «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодежь и дети»)
В 2021 году в России была запущена самая масштабная государственная программа поддержки университетов– «Приоритет-2030». Программа позволила сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетовв достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования всоциально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Цель: К 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов– центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Подробнее о программе «Приоритет – 2030»: https://priority2030.ru/analytics
Молодежные лаборатории (нацпроект «Молодежь и дети»)
Молодежные лаборатории – это современные пространства, где молодые ученые проводят научные исследования под руководством опытных наставников. Ключевая особенность таких лабораторий — молодой состав: не менее 2/3 сотрудников должны быть в возрасте до 39 лет. Это создает уникальную среду для профессионального развития и реализации смелых идей. Реализация мероприятия по созданию молодежных лабораторий позволяет молодым исследователям полностью сфокусироваться на своей работе, при этом получая соответствующие ресурсы, необходимые для воплощения инновационных разработок.
Цель: К 2030 году создать еще не менее 800 молодежных лабораторий.
Конгресс молодых ученых (нацпроект «Молодежь и дети»)
Конгресс молодых ученых – ключевое ежегодное событие в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.
Подробнее о Конгрессе молодых ученых: https://конгресс.наука.рф/
Кадровый управленческий резерв в области науки, технологий ивысшего образования (нацпроект «Молодежь и дети»)
Стратегическая цель создания резерва – формирование сообщества молодых управленцев в сфере науки, технологий и высшего образования, мотивированных на решение ключевых задач научно-технологического развития Российской Федерации, обладающих высоким уровнем управленческого потенциала и гражданской ответственности, имеющих необходимый уровеньпрофессиональной квалификации и прошедшие отбор.
Задачи:
- обновление кадрового состава управленческого звена в организациях сектора исследований и разработок, высшего образования;
- стимулирование взаимодействия между наукой, бизнесом и органами власти, формирования новых команд, проектов и решений;
- ознакомление руководителей с современными тенденциями, моделями и инструментами для развития науки, технологий и высшего образования.
Цель: привлечение к 2030 годуне менее 1,3 тыс. участников программы развития кадрового управленческого резерва к имеющимся 760.
Создание сети современных кампусов (нацпроект «Молодежь и дети»)
Для развития и самореализации молодежи не маловажную роль играет создание комфортных условий для обучения. Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвоватьв исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательными культурным мероприятиям. Студенты могут получить доступ к самым современным образовательным программам, что позволяет им глубже погружаться в профессию и расширять свои знания в различных областях. Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения. Кампусы дают возможность студентам и ученым получить более глубокое и разностороннее образование, расширить свои профессиональные горизонтыи активно участвовать в научном сообществе. К 2030 году в России появится сеть из 25 современных кампусов, а к 2036 годуих станет 40. Сейчас 1 проект (кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана) уже завершен, а 24 проекта находятся на разной стадии реализации. Они станут передовыми площадками для развития критически важных отечественных технологий, реализации прорывныхнаучных проектов и притяжения талантливой молодежи совсей страны. Инфраструктура кампусов будет создаваться как единая среда студенческого, научного и делового сообщества. Концепции кампусов предполагают большое количество открытых образовательных пространств, трансформируемых аудиторий. Это уникальная и комплексная среда для индивидуального и командного развития, общей корпоративной культуры преподавателей, студентов и ученых. Разработанные в кампусах проекты и продукты должны быть востребованы жителямигорода или региона, в котором они расположены, способствуя социально-экономическому развитию территорий.
В 2021 году были выбраны восемь проектов кампусов в Новосибирске, Калининграде, Томске, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве. Еще девять проектов были отобраны в 2022 году– современные кампусы появятся в Самаре, Великом Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Тюмени, Хабаровске, Иваново, Архангельске,а также на федеральной территории «Сириус». 8 проектов были определены в 2024 году, они будут реализованы в Забайкальском крае, Камчатском крае, Приморском крае, Мурманской и Смоленской областях, Республике Бурятия, а также два проекта в Москве на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) и Московского государственного технологического университета «Станкин».
Финансирование этого проекта будет реализовано как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и за счет внебюджетных источников.
Подробнее о кампусах: https://прокампус.рф
Конкурсы Российского научного фонда (РНФ) (нацпроект «Средства производства и автоматизации»)
Конкурсы Российского научногофонда (РНФ), направленные на поддержку проектов по выполнению прикладных научных исследований, параметры результатов которых определяет квалифицированный заказчик, являются примером успешного сотрудничества науки и бизнеса для достижения технологического суверенитета страны.
В 2025 году РНФ запустит новую линейку конкурсов на гранты по выполнению прикладных проектов, основной задачей которых станет создание технологических решенийв сфере средств производства и автоматизации, а также транспортных технологий для различных сфер применения (море, земля, воздух), новых материалов и химии.
Особенностью этих конкурсов является то, что тематики проектов будут отражать направления научно-исследовательской программы национального проекта технологического лидерства, а их результаты направлены на создание важнейших наукоемких технологий.
Фонд регулярно проводит конкурсы на получение грантов по самым разным направлениям, с различными требованиями и условиями. Размер грантов варьируется в зависимости от типа проекта и его сложности.
Подробную информацию о фонде, конкурсах и их особенностях можно найти на официальном сайте фонда https://rscf.ru/contests/
Центры карьеры на базе вузов (нацпроект «Кадры»)
К 2030 году сеть центров карьеры в российских университетах значительно расширится: количество действующих центров увеличится с 162 до 238. Предусмотренные изменения включают станут создание, тиражирование и последующая ежегодная актуализация единой модели функционирования системы центров карьеры, содействие образовательным организациям в вовлечении представителей индустрии, последующем трудоустройстве студентов и выпускников в региональные отраслевые компании, проведение оценки квалификации (компетенций) студентов и выпускников, проведение комплекса образовательных, просветительских и профориентационных мероприятий.Все эти инициативы направлены на совершенствование трудоустройства студентов и укрепление связи между образовательной системойи рынком труда.
Подробнее на сайтах российских вузов.
Внедрение лучших практик (коробочных решений) в пилотных образовательных организациях высшего образования с помощью созданного отраслевого центра компетенций (нацпроект «Эффективная иконкурентная экономика»)
Проект направлен на повышение производительности труда университетов путём распространения управленческого опыта применения «бережливых технологий» и научной организации труда, методов, технологий и практик, способствующих повышению эффективности университетов. Ключевая задача – повысить эффективность деятельности российских университетов путем создания культуры высокой производительности труда среди всех сотрудников,а также системы непрерывных улучшений и устранения организационных потерь в обеспечивающих и сопровождающих процессах. Для этого будет проведена комплексная работа по поиску резервов роста производительности труда, использование передового опыта университетов в виде «коробочных решений» для трансляции по всей системе высшего образования, которые будут «распаковываться» командами изменений на местах.
Цель: к 2030 году охватить проектами повышения производительности труда все подведомственные Минобрнауки России университеты, обеспечить повышение эффективности использования всех ресурсов для достижения базовых целей системы высшего образования.
Тренинги предпринимательских компетенций (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)
Тренинги предпринимательских компетенций представляют собой практико-ориентированные обучающие мероприятия с целью раскрытия предпринимательского потенциала и подготовки специалистов в области технологического предпринимательства. Тренинги проводятся во всех федеральных округах страны.
Участники смогут освоить основы технологического предпринимательства, получить практический опыт в игровом формате, провести оценку своего потенциала. Реализация данного механизма позволяет в рамках симуляции в условиях приближенных к решению реальных бизнес- кейсов с фокусировкой на выстраивание кооперационных цепочек в целях реализации технологических проектов, сформировать воронку физических лиц, предрасположенных к освоению предпринимательских навыков.
Подробнее о тренингах предпринимательских компетенций: https://univertechpred.ru/treningi/
Предпринимательские «Точки кипения» (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)
Предпринимательская точка кипения — пространство коллективной работы, где обучающиеся и сотрудники университетов могут получить консультации и методическую поддержку экспертов в сфере технологического предпринимательства, а также организовывать поиск инвесторов для поддержки своих стартап-проектов.
Интеграция с вузами, предприятиями и городскими пространствами стимулирует технологическое развитие на местах. Сотрудничество с бизнес- организациями, исследовательскими учреждениями и институтами развития поддерживает местные командыв запуске и масштабировании проектов.
Участники могут формировать новые формы сотрудничества, обмениваться практиками, развивать лидерские качества и получать обратную связь. Они могут расширять профессиональные сообщества, проверять гипотезыи формировать команды с уникальными компетенциями.
Подробнее о «Точках кипения»: https://leader-id.ru/places
Возмещение инвестиций (Стратегическая инициатива Правительства Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства)
В 2022 году в целях привлечения внебюджетного финансирования в создаваемые университетские стартапы принята Программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам). Общий размер возмещения, на который может претендовать инвестор, не может превышать 50% инвестиций и 100 % суммы налога на доходы физических лиц, уплаченной инвестором за 3 предшествующих года, при этом максимальная сумма возмещения одному инвестору за осуществление инвестиций в один стартап не может превышать 20 млн рублей. Минимальный объем инвестиций – не менее 0,5 млн рублей. Инвесторы могут выбирать удобную форму инвестиций: вклад в капитал, имущество, акции или конвертируемый заем. Они становятся акционерами или собственниками проектаи получают прибыль от его деятельности. Программа позволяет инвестировать не только в резидентов Фонда «Сколково», но и в перспективные университетские стартапы. Ограничений на количество инвестируемых стартапов нет.
Подробнее о возмещении инвестиций:https://univertechpred.ru/vozmeschenie-investitsiy/